Продолжаем серию публикаций об истории развития бортового питания.

Какими были самые первые блюда в полете?

Сложности приготовления пищи в полете определяют качество еды. На борту дирижаблей обеды из нескольких блюд подавались в отдельной столовой. Когда ты в водородном дирижабле, это очень плохое место для барбекю. Они хотели кухню без открытого огня.

Таким образом, проблемы приготовления пищи в полете начали решаться еще до появления первого самолета. Это было задолго до индукционных источников, но они поняли, что если вы возьмете источник питания и подключите его кабелем, поздравляю, вы изобрели электрическую духовку.

Что произойдет, когда мы начнем добираться до настоящих самолетов?

В самолетах с неподвижным крылом самыми первыми блюдами были бутерброды, кофе и коктейли на рейсах между Лондоном и Парижем. Очень долгое время еда в этих самолетах была очень скучной, потому что не было возможности ничего разогреть. Ты приходишь с кофе в термосе, и к тому времени, как ты его выпьешь, он становится теплым.

На борту того, что впоследствии стало United Airlines, еда была однообразной. Стюардессам было приказано упаковать жареную курицу, булочки и салат в отдельные корзины. По сути, это был пикник в воздухе. Дело в том, что в то время не было часто летающих пассажиров, потому что путешествия были очень дорогими. Воздушным транспортом занималась элита. Среди прочего, люди были в ужасе от этого.

Как мы перешли от бутербродов к ужину с ростбифом?

Война — это толчок к технологиям всех видов. Мы думаем о войне как о стимуле к технологии убийства людей, но именно благодаря войне мы получаем улучшения в двигателях самолетов и автомобилей. То, что мы считаем современной едой для самолетов, было сделано в рамках оборонного контракта во время Второй мировой войны.

Экспериментатор по имени Уильям Мэксон из Лос-Анджелеса изобрел конвекционную печь. Максон выяснил, что если вы поместите эти маленькие подносы в изолированную коробку и обдуете их горячим воздухом, вы сможете разогреть целую кучу вещей одновременно.

Так что, если у меня есть ростбиф, картофельное пюре и какие-то овощи, я должен выяснить, сколько я должен готовить их в конвекционной печи одновременно. Итак, все они частично приготовлены, а затем доведены до готовности на борту.

Поскольку конвекционный нагрев работает очень быстро, у вас есть блюдо, которое можно приготовить очень быстро. Вы просто вставляете 10 или 12 блюд в эти слоты, оставляете их там на пару минут и вставляете еще. Внезапно у вас нет отходов, и вы кормите людей гораздо эффективнее.

Почему именно эти варианты еды были намного лучше?

Авиакомпаниям того времени было запрещено конкурировать по цене, поэтому единственным способом, которым они могли конкурировать, было качество обслуживания. Вы видите множество рекламных объявлений 1950-х годов о качестве еды в самолетах.

Что касается превосходного качества, то часто это происходило потому, что авиакомпания оказывалась с самолетами более старыми. Так что единственный способ заставить кого-то летать на них — это лучшая еда.

У United Airlines была лучшая еда в небе какое-то время. В 1930-х годах они разместили огромный заказ на Boeing 247. Через четыре месяца вышел DC-3, который был больше и быстрее. Поскольку они не могли просто утилизировать свой новенький самолет, они застряли с чем-то меньшим и более медленным. Все, что они могли сделать, это получить лучшую еду.

То же самое произошло с авиакомпанией Alitalia после Второй мировой войны. У них были эти неуклюжие медленные оставшиеся бомбардировщики, поэтому они превратили их в летающие итальянские рестораны.

Чем тогда занимались другие международные перевозчики?

Лучшая еда в воздухе в 1950-х годах была у Скандинавских авиалиний. А причина была в том, что они прекрасно понимали, что никто в здравом уме не захочет посетить Стокгольм в феврале. Это была эпоха, когда большинству людей приходилось менять самолеты. Так что у них была такая хорошая еда, что пассажиры летали SAS по пути в Грецию или Африку.

То же самое произошло в Азии с Singapore Airlines. Когда Сингапур стал независимым государством, премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю спросил консультантов: «Должны ли мы иметь авиакомпанию?» и все сказали нет. Но он хотел быть глобальным центром бизнеса. Раньше Сингапур был относительной провинциальной заводью; но он стал международным локомотивом проресса. Авиакомпания сыграла большую роль в этой трансформации.

А как насчет одного из самых важных компонентов: выпивки?

В начале 30-х многие люди боялись летать и не делали этого, если не были пьяны. Это было во время Сухого закона, поэтому стюардессы были готовы конфисковать фляги. Люди должны были бы предъявить рецепт своего врача, чтобы попасть в самолет.

Western Airlines называли себя «авиакомпанией шампанского». Никогда в жизни они не подавали бокал шампанского. Подавали калифорнийское игристое вино. Но у них все еще был кто-то, кто бегал туда-сюда по проходам и разливал его на рейсах, которые длились 20 минут, потому что это было их торговой маркой.

Я также должен упомянуть изобретение мини-бутылок для авиакомпаний, которое отчасти было способом заставить стюардесс прекратить воровать полноразмерных бутылок, чтобы обслуживать свои собственные вечеринки. Был руководитель авиакомпании, который пришел на свадьбу одной из своих стюардесс и признал, что все бутылки были украдены.

Так почему же в наши дни авиационная еда в основном такая безрадостная?

Произошел каскад событий. Оплата за перелеты контролировалась Советом по гражданской авиации, но,  начиная с 1970-х и 80-х годов было дерегулирование авиакомпаний парнем, который был помощником Рональда Рейгана.

Затем, как только вы получите баллы за частое обслуживание, особенно для корпоративных деловых людей, люди будут придерживаться своей программы лояльности, независимо от того, на что похожа еда. Конкуренция становится намного, намного меньше, потому что самые ценные клиенты имеют эти программы для часто летающих пассажиров. У вас есть все авиакомпании с гонкой на выживание, поэтому полет становится похож на езду на автобусе.

Ирония в том, что еда в самолетах стала фантастически хуже, а технологии фантастически улучшились. Авиационная еда в первом классе поразительно хороша, потому что они многому научились со времен Второй мировой войны.

Чем ужаснее вы будете летать на «автобусе», тем больше деловые люди будут требовать летать бизнес-классом и первым классом. Авиалинии зарабатывают кучу денег на людях, путешествующих часто, поэтому они делают «автобус» максимально угнетающим для обычных пассажиров.

Первую часть Вы можете прочитать ЗДЕСЬ

А в следующей части мы расскажем вам, чем кормил на борту в 60-х - 80-х годах единственный авиаперевозчик в СССР "АЭРОФЛОТ"

Теги: История, история бортового питания, Бортовое питание, бортовая еда, золотой век, Ричард Фосс, еда в самолете, питание на борту, питание в полете, обслуживание, бортовое питание, международные маршруты, сatering, avia catering, review, комфорт, кейтеринг, foodinflight