Прошло уже много времени с тех пор, как Аэрофлот перестал быть единственной авиакомпанией на постсоветском пространстве, однако информационные объявления, сделанные стюардессами, до сих пор всплывают в памяти.

"Уважаемые пассажиры! Через несколько минут мы предложим вам "горячий завтрак". Просим вас приготовить откидные столики, которые находятся в спинке перед вами".

Давайте рассмотрим, что представляли собой приемы пищи на борту самолетов в СССР на внутренних рейсах, поскольку на международных рейсах Аэрофлота питание не сильно отличалось от современного. Однако, возможно, продукты были более качественными, и компания не экономила на их стоимости.

Давайте начнем с самого простого. "Прохладительные напитки" (да, это тоже был отдельный вид питания) предлагались на рейсах продолжительностью до 2 часов, но на самом деле на всех рейсах продолжительностью до 3 часов. В набор входили: различные лимонады, минеральная вода и, если повезло, сок. В середине 80-х в аэропорту Внуково часто грузили "подарок от Фиделя" - грейпфрутовый сок в бутылках объемом 0,5 литра. Напитки наливались бортпроводниками в многоразовые графины и раздавались на подносах или со специальной сервировочной тележки, примерно по 75 грамм (!?) на пассажира.

Действительно так и было, только на тарелке, также, присутствовала салфетка.

Кстати, стюардесса, ответственная за обслуживание кухни, должна была иметь определенную сумму денег с собой, чтобы внести залог за стеклянную тару, которую привозили на борт. И поскольку в то время не было запрета на пронос жидкостей на самолет, многие пассажиры брали с собой бутылки с водой (и не только), особенно летом. При сдаче стеклянной тары экспедитору в отделении бортового питания в конце рейса, ответственный за бортовую кухню получал несколько полноценных советских рублей в качестве компенсации. Однако, эти деньги обычно не задерживались долго в их карманах, но об этом расскажем немного ниже.

Доставку бортпитания на самолеты осуществляли автомобили ЗИЛ-130, специально предназначенные для этой цели.

На рейсах, продолжительностью более 3 часов, пассажирам предлагался "чай", при этом рацион "Прохладительные напитки" также оставался в силе. Стоимость рациона "чай" составляла 40 копеек. Этот рацион также предлагался, как второй прием пищи на длительных рейсах с промежуточной посадкой. В состав рациона "чай" входили: чай или кофе на выбор, печенье или вафли, сахар. Чай и кофе могли быть упакованы индивидуально или в пачках. Бортпроводникам приходилось заваривать чай в чайниках. В СССР особого дефицита чая не было, однако растворимый кофе при заваривании в чайнике удавалось сэкономить "для дома, для семьи". Был один секретный ингредиент, который делал аэрофлотовский кофе особенным - молотый черный перец. Он добавлялся, чтобы кофе не казался "жидковатым". Ни один бортпроводник (на коротких рейсах бригада бортпроводников состояла из трех человек) не покидал рейс без баночки кофе (на Ил-86, где было 8 человек, увы, для всех не хватало). Это может показаться незначительным, но банка кофе стоила 6 рублей в то время.

Рецепт "Аэрофлота" - Кофе с черным перцем:

Ингредиенты: 3 чайные ложки молотого кофе, 1,5 г черного молотого перца, щепотка душистого перца, 200 мл воды, сахар по вкусу.

Рецепт: Слегка нагрейте турку на огне. Добавьте кофе и перец, перемешивайте, встряхивая турку. Добавьте воду и нагревайте до появления пены, затем снимите с огня. Добавьте душистый перец. Повторно нагрейте до появления пены. Снимите турку с огня и слегка постучите по ней ложкой, чтобы осадок быстрее осел на дно. Дайте кофе настояться 2-3 минуты, затем разлейте в чашки и добавьте сахар по вкусу.

На рейсах продолжительностью более 4 часов пассажирам предлагался "горячий завтрак" или ужин. Этот рацион готовился в цехе бортпитания аэропорта вылета и предлагался бортпроводниками на подносах при раздаче. В состав рациона входили: закуска (вареное яйцо, сырокопченая колбаса, сыр, плавленый сырок, красная рыба, нарезанный огурец и т.д.), горячее блюдо (обычно "синяя птица" или отварная говядина) с гарниром в виде риса или жареного картофеля, булочка "Лётная", пирожное (вафли или печенье), возможно, фрукт, чай или кофе на выбор, сахар и специи. Стоимость рациона составляла 1 рубль 50 копеек, а в отдаленных регионах - 1 рубль 80 копеек. Стоимость прохладительных напитков в эту цену не входила. К рациону также прилагался рацион "Прохладительные напитки".

Теперь о потерях бортпроводников, отвечающих за питание. При рационе "горячий завтрак" или ужин пассажирам выдавали нержавеющие столовые приборы. Естественно, многие пассажиры не упускали возможности взять эти "сувениры" с собой домой. Постоянно собирать все приборы не удавалось, и после каждого рейса были недостачи. Стоимость одного прибора составляла около 40 копеек. Кстати, плата взималась не только за приборы, но и за чашки и компотницы, хотя их конфискация была гораздо реже. В итоге, каждый месяц из зарплаты вычитали около 10-15 рублей. Именно эти убытки старались компенсировать, собирая оставленную пассажирами стеклотару.

Самым интересным и выгодным рационом питания для бортпроводников был "консервированный завтрак (ужин)". Этот рацион предлагался на длинных рейсах с промежуточными посадками, когда в аэропорте обратного вылета не было цеха бортового питания. Бортпроводники самостоятельно сервировали его на борту. Стоимость рациона была такой же, как у "горячего завтрака". Один из основных рейсов, где использовался этот рацион в середине 80-х, был Москва - Певек на самолете Ту-154 с промежуточной посадкой в Норильске. Вместо скоропортящихся продуктов в этом рационе использовались консервы, а колбаса в батонах и сыр в головках имели более длительный срок годности и хранения, чем нарезанные продукты. Кроме того, в Певеке и Норильске, а также в запасных аэропортах типа Хатанги или Игарки, из-за погодных условий могла быть задержка на долгое время. На борт привозили сырокопченую колбасу в батонах, сыр в головках, мясные консервы (фарш, ветчину, тушенку, консервированные сосиски), шпроты в банках, свежие овощи и фрукты или овощные консервы (зеленый горошек, лечо, фасоль в консервах, маринованные овощи и фрукты и т.д.), а при хорошей удаче также могла быть и красная икра.

Бортпроводник, ответственный за приготовление пищи, всегда носил с собой большой острый нож, который можно было назвать тесаком. Тогда не было проблем с его проносом на борт. Чем тоньше порезали колбасу, сыр и ветчину, тем больше оставалось для дома и семьи. Однако, при длительных задержках рейсов, которые могли длиться несколько суток, все излишки пищи употреблялись экипажем в гостиницах, где часто не было нормальных условий, даже столовой, и удобства на улице ограничивались М/Ж выгребными ямами, а температура могла достигать -45°C.

Кстати, сэкономленные продукты не продавались, а употреблялись дома, потому что в позднесоветских магазинах ничего не было. Так что в конце 80-х и начале 90-х годов многие бортпроводники далеко не страдали от недостатка продуктов, а даже могли себе позволить немного роскоши! Особенно те, кто работал на международных рейсах. Но об этом подробнее поговорим позже.

Да, рейсы иногда встречали по прилету, проверяли сумки, иногда устраивали показательные "разборы полетов", но обычно, договаривались и делились. Вот так и жили. Хотите back in the USSR?

Антон Бобрышев "Foodinflight"

Теги: История, история бортового питания, Бортовое питание, бортовая еда, золотой век, Аэрофлот, еда в самолете, питание на борту, авиакомпания, обслуживание, внутренние маршруты, прохладительные напитки, завтрак, обед, ужин, сatering, avia catering, review, комфорт, кейтеринг, foodinflight