Если бы вы летали рейсом American Airlines в 1960-х годах, вас бы угощали вином и обедом из меню «Королевский кучер» класса Coach . Ваш обед начался с говяжьего консоме и продолжился тушеной куриной грудкой в вине. Хотите фруктовую тарталетку на десерт?

Сегодня, если вы летите даже на внутренних рейсах, то может быть вам повезет. Если это внутренний рейс от побережья до побережья, то можно получить бесплатное питание. На более коротких рейсах вы можете получить на выбор дополнительное печенье Biscoff или крендели с солью.

Еда в самолетах уже давно ушла от славных дней бортового питания, когда авиакомпании подавали обеды на белых скатертях, а стюардессы готовили яичницу в воздухе. Исчезновение питания присоединилось к длинному списку проблем, неудобств и сокращений, с которыми путешественники сталкиваются во время сегодняшних полетов. Но сокращение производственных затрат — не единственная причина, по которой ваши тарталетки исчезли. Прекращение питания во время полета для многих пассажиров последовало за радикальными изменениями в государственном регулировании, дизайне самолетов, развлечениях в полете, налоговых льготах для отрасли, а также повышении внимания к здоровью и безопасности. Со многими этими высказываниями можно поспорить, но…

Протоколы и правила безопасности авиакомпаний с 11 сентября изменили даже виды кухонных ножей, с которыми экипажи могут работать в воздухе.  Камбузы в самолетах меньше по размеру, чтобы в самолете было больше пассажирских мест. А авиакомпании не подают некоторые продукты, например арахис, чтобы защитить людей, страдающих аллергией. Поэтому еда часто меньше, преснее или вообще отсутствует.

«Питание когда-то было предметом гордости», — сказал Генри Хартевельдт, отвечающий за туристическую индустрию в AtmSphere Research Group. Теперь «качество настолько плохое, что приходится задаться вопросом: действительно ли у руководителей авиакомпаний есть вкусовые рецепторы?»

Авиакомпании уже давно ищут способы сократить затраты на производство продуктов питания и сократить время приготовления еды для бортпроводников на борту. В одном известном примере 1980-х годов Роберт Крэндалл, тогдашний глава American Airlines, хвастался, что удаление всего одной оливки из каждого салата сэкономило авиакомпании 40 000 долларов в год.

С тех пор стоимость и скорость стали для авиакомпаний более важными, чем вкус еды. Такие перевозчики, как Singapore Airlines или Delta, могут иметь партнерские отношения со знаменитыми шеф-поварами, отмеченными звездами Мишлен, но большинство компаний отдают свою еду службам общественного питания, которые могут приготовить ее за несколько часов вперед.

«Люди готовы обменять еду на низкие тарифы», — сказал Блейз Вагеспак, профессор авиационного маркетинга в Университете аэронавтики Эмбри-Риддл в Дейтона-Бич, Флорида. «Ваш билет дает вам место. И все, кроме места, за которое вы платите».

Взимание с пассажиров платы за питание на борту – даже всего несколько долларов за сэндвич, коробку с закусками или сырную тарелку – также является для авиакомпаний способом сэкономить на налогах. Внутренние авиабилеты облагаются федеральным акцизным налогом в размере 7,5%, но этот налог не распространяется на сборы за багаж и питание на борту, которые становятся все дороже.

Икра и бесплатная жвачка

Еда в самолетах существует уже почти столетие, с 1920-х годов бортпроводники раздавали пассажирам жевательную резинку, чтобы снять давление в ушах. По данным Смитсоновского института, первые самолеты так сильно подпрыгивали в полете, что еду подавали на бумажных тарелках.

На протяжении десятилетий федеральное правительство США регулировало стоимость авиабилетов и маршруты, поэтому авиакомпании пытались выделиться с помощью обслуживания, еды и той роскоши, которая обычно предоставляется круизным пассажирам морских лайнеров – или злодеям Бонда.

По данным Смитсоновского института, до 1978 года, когда авиационная отрасль была дерегулирована, закон требовал, чтобы каждый пассажир получал первое блюдо, два овоща, салат, десерт и напиток в стоимость билета.

«Вкусная еда добавляет удовольствия. Его готовят на четырех одновременно работающих камбузах, где блюда можно приготовить в духовке за пять минут», — рекламировала Pan Am в рекламном ролике 1958 года.

В 1960-х и 1970-х годах авиакомпании регулярно устанавливали на борту высокие кухни и рекламировали свои меню, чтобы привлечь клиентов.

Говядина была бизнес-стратегией.

«Авиакомпании конкурировали в сфере обслуживания и удобств. Питание было в центре внимания, потому, что возможности развлечений были более ограниченными», — сказал Хартевельдт. «У авиакомпаний будут команды поваров, собственные кухни и реклама еды».

Когда дерегулирование началось, авиакомпании снизили цены на билеты. Но чтобы компенсировать потерянный доход, они также сократили выбор продуктов питания и других услуг.

Теракты 11 сентября ускорили сокращение бесплатного питания в самолетах. Авиакомпании столкнулись с глубоким сокращением спроса и в ответ сократили услуги бортового питания. United, American Airlines, Delta и другие объявили о резком сокращении бортового питания вскоре после терактов.

Последняя несогласная авиакомпания Continental Airlines стала последней крупной авиакомпанией, отменившей бесплатное питание внутри страны в экономическом классе в 2010 году.

Еда в самолетах на протяжении десятилетий была предметом шуток и критики, но теперь люди скучают по ней. Лишь немногие эксперты авиационной отрасли полагают, что она вернется в ближайшее время.

Реальность сильно различается для пассажиров бизнес-класса и пассажиров первого класса.

Молли Брандт, исполнительный шеф-повар кулинарных инноваций для Северной Америки компании бортового питания Gategroup, сказала, что «наступил золотой век бортового питания». Это зависит только от того, какой авиакомпанией вы летите и в какой категории находитесь. «Все разбито по классам салона», — объяснила она.

Например, если вы находитесь в первом классе американского рейса, на обед у вас может быть средиземноморская миска, куриная грудка с соусом моджо, рис с черной фасолью Поблано и бананы или паста пенне с рагу на растительной основе и рикоттой. Для Дельты выбирайте между чизбургером, аньолотти со шпинатом и сыром или салатом из копченой куриной грудки с перцем Hempler's.

Несколько авиакомпаний даже предлагают икру пассажирам первого класса. Но большинство пассажиров в наши дни даже не получают бесплатную жевательную резинку.

The CNN

Теги: American Airlines, история, общественное питание, фруктовая тарелка, бесплатное питание, печенье, чипсы, крендель, авиакомпании, безопасность, затраты, экономия, авиакейтеринг, бортовое меню, бортовое питание, питание на борту, еда, обслуживание, сatering, avia catering, review, кейтеринг, foodinflight