Совершенно не так мы рассматривали начало весны. Совершенно. Было много надежд, проектов и договоренностей с нашими коллегами. Была уверенность, что пандемия идет на спад, и рынок кейтеринга в бизнес авиации будет развиваться семимильными шагами во всех направлениях.

Реальность такова, что не только бизнес авиация а, в значительной мере, возможность регулярных авиаперевозок стало достаточно проблематичным. Крупнейшие авиа производители Airbus и Boeing прекращают поставки новых самолетов и запасных частей в Россию. К сожалению, это кардинально отразится на рынке авиаперевозок и бортового питания не только на рейсах регулярных авиалиний. В России, практически,  нет собственного  авиапарка самолетов, которые могут обеспечить перевозку пассажиров в размерах всей страны.

Но вернемся к сегменту бизнес авиации. Какая ситуация складывается на настоящий момент? Что ждет сегмент бизнес кейтеринга в РФ после введения глобальных санкций?

Катя Сучкова ( Коммерческий директор Jet Catering) считает, что любой кризис – это точка роста.

«Наверняка, и в бизнес авиации появятся новые имена - от производителей самолётов до операторов. Ещё больше повернёмся на Восток. По продуктам, как я говорила, будем ориентироваться тоже на реальные возможности нашей страны и других стран-партнёров.
Главное, что делаем мы в Jet Catering - не паникуем. Смотрим, анализируем, прощупываем перспективы. Готовы к действительности и понимаем, как действовать», - отмечает Катя Сучкова.

«Очень много мыслей  относительно происходящего, но все в растерянности находятся и крупные и мелкие компании. Ожидали, конечно, санкционной политики, но не в таких масштабах. Я не решаюсь делать прогнозы, работаем в прежнем режиме. Развиваем сеть наших представительств по России. Что будет с поставами, ценами и тд, на данный момент сказать сложно, гипертрофированный курс валюты и ограничения пока ничего хорошего не предвещают (это и так всем ясно). Через 3 месяца примерно станет все более прозрачным» - так ответила на наш вопрос Наталья Пашкова,  Директор по развитию компании Angel Sky.

В прошлом году 7% всех рейсов бизнес-джетов, эксплуатируемых в Европе, стыковались с Россией или Украиной, а также 12% всех самолетов Gulfstream и 28% самолетов Embraer Legacy . В течение 2021 года 12% действующих во всем мире сверхдальних самолетов совершили хотя бы один полет в Россию. За последние несколько дней в московских аэропортах наблюдается значительное количество рейсов, вылетающих в Дубай. Связи между Россией и Ближним Востоком в последние два года развивались стабильно быстрыми темпами, отмечает портал Bizavnews.

«Никакого другого глагола, кроме как «надеюсь» - не могу подобрать. Надеюсь, что это не закат ни гражданской, ни бизнес-авиации. Будет очень трудно. Месяц-два будет наверняка хуже, чем в пандемийные времена. Джеты совсем не встанут, потому что бизнес - двигатель всего. Изыщут лазейки, договорятся о послаблении санкций.

Мы не ожидаем большого наплыва заказов - летать будут, но в основном по РФ, если это будет безопасно. Поэтому полёты не будут долгими, а заказы, соответственно, большими. Мы собираемся работать в прежнем режиме. Да, наверняка будут сложности с поставками импортных продуктов, но мы уже готовы. Провели все переговоры с контрагентами, знаем, где просядем, а где нет. Но даже там, где просядем - есть выходы.  

Готовы ли будут пассажиры тратить деньги на питание? Вопрос спорный. Думаю, что если деньги не обесценятся, то будут. И мы будем готовы вписаться и в бюджет клиента и предложить лучшие условия на рынке.

Наш ресторан для путешествий готовит классные новости, новое весеннее меню, все, я в это верю, нужны бизнес-авиации. А ведь хорошие новости нужны всем сейчас очень-очень!», - подводит итог Катя Сучкова.

Управляющий директор WINGX Ричард Кое комментирует ситуацию: «Для бизнес-авиации украинский кризис оказывает прямое влияние на относительно небольшую долю общей активности, но распространение санкций значительно усложнит весь рынок деловой авиации, особенно в Европе, во всех сферах от полетов до чартерных брокеров, кейтеринга, финансирования самолетов, управления и технического обслуживания».

Объем авиаперевозок, безусловно, сократится. В этом нет никакого сомнения. Небо Европы закрыто. Куда, какими маршрутами смогут летать самолеты бизнес авиации из России? Какие есть варианты?

На сегодняшний день перспективы не самые оптимистичные, но есть надежда, что имеются выходы из этой ситуации.  Люди  летать не перестанут, хотя меня могут и обвинить в том, что летать сейчас могут только очень обеспеченные люди.» - резюмирует  г-н Кое.

Не будем посыпать голову пеплом и паниковать, думая, что все закончилось, тут я полностью поддерживаю Катю Сучкову, что любой кризис – это точка роста. Не теряем надежд, коллеги!

Anton Bobryshev (Anton Anton)

Теги: Аналитика, тенденции, перспективы, новые имена, поставки, санкции, цены, объем перевозок, Jet Catering, Angel Sky, Катя Сучкова, Наталья Пашкова, review, обзор, рынок, питание на борту, бортовое меню, кейтеринг, catering, бизнес авиация, питание, foodinflight.